Как вязать арматуру для ленточного фундамента

Использование арматуры позволяет получить уникальный и один из самых применяемых материалов – железобетон, наилучшим образом соединяющий свойства обычного бетона и металла, из которого чаще всего изготавливается арматура. Арматурные каркасы – это, по сути, продвинутая и усовершенствованная в технологическом плане разновидность арматуры, придающей получаемой конструкции наиболее приемлемые эксплуатационные характеристики.

Подробный обзор

Для чего нужно армировать фундамент

Понять необходимость армирования фундамента можно, только тщательно изучив свойства бетона как строительного материала. Его нельзя назвать эластичным, скорее, он довольно хрупкий и подвергается деформациям даже при незначительных механических воздействиях. При этом, как правило, давление в каждой части основания из бетона бывает неравномерным. Всё это приводит к тому, что образуются места так называемого растяжения и сжатия. В областях с чрезмерным растяжением бетон начинает трескаться. Именно армирование может предупредить этот процесс.

Армирование позволяет увеличить прочность фундамента

Армирование представляет собой изготовление каркаса из арматуры. Он служит средством, которое принимает на себя всё оказываемое снаружи давление. Благодаря этому бетон приобретает способность выдерживать любое внешнее воздействие.

Как устроено ленточное основание

Такая основа, по сути, является железобетонной полосой, проходящей по внешней части здания и под несущими стенами внутри.

При сжатиях бетонные конструкции могут выдерживать в 50 раз больше, чем при растяжениях. И верхняя, и нижняя часть конструкции испытывает перегрузки, поэтому необходимо выполнять армирование обоих частей. На среднюю часть ничто почти не оказывает нагрузок. Металлическая арматура помогает решить эти проблемы.

Для обеспечения прочности, надёжности, долговечности здания, любое основание надо армировать. Ведь фундамент подвергается различным нагрузкам. Это и вес всего дома, и различные подвижки почвы. Схема армирования ленточного фундамента напоминает скелет конструкции, который собирается из стальных прутов. Для того, чтобы выбрать необходимую схему для него, надо понимать, что оно собой представляет.

Армирование ленточного фундамента можно легко выполнить своими руками, не привлекая специалистов. Важно, прежде всего, правильно подобрать необходимый диаметр арматуры

Немного про основу

Ленточная разновидность фундамента – это железобетонная конструкция замкнутого типа. Она может быть монолитной или же сборной. Укладывается такая основа под всеми главными стенами помещения, а масса здания распределяется по всему квадрату или прямоугольнику (смотря, какая геометрическая форма используется при возведении фундамента).

Такое основание проще всего возводить своими силами. Сложные виды заборов, подразумевающих установку на пучинистых грунтах и другие конструкции различного типа легче всего ставить как раз на ленточный фундамент. Долговечность и надежность, способность выдерживать серьезные, колоссальные нагрузки – это все о нем.

Выше было сказано, что фундамент подвергается большим нагрузкам. Это не только вес здания, но и движение грунта, морозное пучение и другие физические явления.

Внимание! Основание испытывает нагрузки колоссального свойства. Следует различать их по типу. Бывают нагрузки, способствующие растяжению или сжатию конструкции. Как правило, нижняя часть армированного каркаса более подвержена первому типу давления, верхняя часть – второму.

Возводя такой фундамент, надо помнить, что арматура, уложенная неграмотно, способна привести к дальнейшему разрушению каркаса, что, несомненно, приведет к порче всего здания.

Основные характеристики столбчатых фундаментов

Столбчатый фундамент — это определенное количество опор, установленных по контуру внешних стен на расстоянии от 1,5 до 2,5 м и там, где имеют место быть наибольшие нагрузки (несущие простенки, углы постройки, пересечения стен). Основное применение фундаментов такого типа находят при строительстве легких построек на ненадежных грунтах, в частности, для каркасных домов.

По выбору материала для выполнения выделяют следующие виды столбчатых фундаментов для каркасного дома:

  • бутовый;
  • железобетонный;
  • блочный.

Возможны также комбинации этих вариантов

Помимо этого, фундаменты различаются по глубине заглубления:

  • незаглубленные;
  • малозаглубленные;
  • глубокого заглубления.

Для строительства каркасных домов в большинстве случаев используют незаглубленные и малозаглубленные фундаменты с глубиной 40-80 см. В этом случае подошва будет находиться выше уровня промерзания земли на песчано-гравийной подушке. Стоимость выполнения такого фундамента минимальна, но имеет некоторые ограничения по весу здания. Еще большая экономия средств достигается при отказе от  выполнения ростверка, когда нижняя обвязка здания укладывается непосредственно на столбы фундамента через слой гидроизоляции.

Ленточный фундамент

Ленточный фундамент имеет массу преимуществ по сравнению с другими основаниями. Он подходит для строительства основы и многоэтажных, и одноуровневых зданий на любом типе грунта. Именно поэтому он так часто используется в индивидуальном строительстве. Зная основные принципы работы, и точно следуя им, при правильно выполненных расчетах можно легко возвести фундамент своими руками.

Читайте также:  Как выполнить утепление столбчатого фундамента своими руками

При эксплуатации постройки часто появляется осадка. Почва под подошвой основания становится плотнее. И чем больше давление на фундамент, тем быстрее происходит этот процесс. Если расчеты выполнены правильно и нагрузка равномерно распределяется на грунт, то на ленточном основании не появляются трещины и сколы по бокам. Но на самом деле, часто случается обратное.

Неопытный строитель может столкнуться в этом случае с проблемой, как правильно армировать ленточный фундамент. Ведь от этого зависит, как долго будет эксплуатироваться постройка. Поэтому стоит подробнее остановиться на выборе материала и самой технологической последовательности.

При замерзании грунты вспучиваются и от этого на фундамент воздействуют дополнительные усилия

Способы вязки арматуры

В большинстве случаев проще и дешевле (и не менее эффективно) скреплять элементы арматурного каркаса при помощи вязки проволокой. Приспособления для вязки арматуры могут выглядеть по-разному, вязать можно

  • Вручную, при помощи такого простого устройства, как стальной крючок с деревянной или пластиковой рукояткой. К плюсам работы крючком можно отнести его дешевизну и возможность изготовить инструмент «по руке», в соответствии со своими предпочтениями, да при том из подручных материалов (толстая, до 5 мм, в сечении проволока, сварочный электрод и т. д.) Кроме того, даже неопытный арматурщик быстро приобретает навыки вязки любыми узлами и за считанные дни значительно продвигается в производительности труда.

Из недостатков отмечают недостаточную жёсткость полученного каркаса. Но эта проблема решается вязкой арматуры непосредственно в опалубке, в этом случае каркас не нужно никуда переносить, и расшатывания конструкции не произойдёт.

  • Вязка арматуры пластиковыми хомутами не требует даже того минимального обучения, которое нужно пройти арматурщику для вязки проволокой при помощи крючка. К недостаткам же можно отнести высокую по сравнению с проволокой стоимость пластиковых хомутов, невозможность исправления крепления после неверной обвязки, абсолютный запрет перемещения конструкции из арматуры, скреплённой такими хомутами. Плюс хрупкость такой сцепки при отрицательных температурах. Кроме пластиковых ленточных хомутов при массовом строительстве, когда из имеющегося размера арматуры делаются большие партии армирующих конструкций, применяются специальные полимерные элементы в размер используемой арматуры.

Пластиковые фиксаторы

  • С помощью клещей (плоскогубцев), которыми откусывается излишки проволоки после завязывания проволочного узла, при этом скорость вязки клещами сопоставима со скоростью вязки крючком, но наблюдается значительная экономия проволоки, так как пользуются не заранее нарезанными кусками, а целой бухтой. В первую очередь из-за того, что допускается возможность вязки в одну проволоку и можно не делать петли. Из минусов – гораздо больше времени уходит на обучение по-настоящему производительной работе.
  • С помощью шуруповёрта, в который вместо биты или сверла вставлен стержень, изогнутый особым образом (тот же ручной крючок, только без рукоятки). С помощью этого устройства в 2-3 раза ускоряется процесс вязки. Кроме того, если правильно отрегулировать скорость оборотов, при максимальном натяжении проволоки она не обрывается;
  • С помощью специального вязального пистолета. Этот инструмент позволяет связывать элементы арматуры с максимальной скоростью, у опытных арматурщиков этот процесс занимает около секунды. Недостаток такого инструмента в его громоздкости, с ним не везде можно подступиться к соединяемым элементам арматурного каркаса. Кроме того, вязочный пистолет дорог и медленно окупается, применяют его только при промышленных объёмах изготовления железобетона. И им невозможно работать под дождём. Потом, для заправки в обойму требуется проволока строго определённой марки, которой может не оказаться на стройке, а проволоку, нужную по ГОСТам для обвязки арматуры толщиной свыше 2,5 мм, в такой пистолет тоже не заправить – конструктивно он для этого не рассчитан.

Узлы и скрутки

Прутки арматуры, из которых формируется горизонтальная её составляющая, или горизонтальный и вертикальный пруток, крепятся один к другому сложенной вдвое диагональной петлёй. При этом ушко, полученное путём сгиба проволоки вдвое, захватывается крючком, а сложенные вместе два свободных конца проволоки наматываются рукой парой оборотов на самый кончик крюка. Затем крюк проворачивают 2-3 раза, соединяя тем самым петлю проволоки и её свободный сдвоенный конец до того момента, пока прилегающие один к другому прутья полностью, без зазоров и люфтов, взаимно не прижмутся.

В случае связки двух горизонтальных и одного вертикального прутков арматуры петлю для связки делают крестообразной, то есть взаимно диагональной. И затягивают крючком также до полного притягивания всех трёх элементов арматурного каркаса друг к другу.

Как согнуть арматуру для строительства фундамента

Арматуру нужно сгибать правильно, ведь от этого зависят надежность и долговечность железобетонных конструкций, а в случае с фундаментом, и всего здания.

Рассмотрим, как согнуть металлические прутки, избежать ошибок и какие инструменты помогут.

Предупредить воздействие разрушительных сил на будущий фундамент можно с помощью армирующего каркаса. Это повысит срок жизни не только бетонного основания, но и дома.

Зачем гнуть арматуру

Создание угловых соединений простым пересечением прямых элементов является технологической ошибкой. Такие конструкции не укрепят, а ослабят фундамент, поспособствуют его расслоению.

Верным решением будет согнуть стыкующиеся прутья и уложить их внахлест. Размер такого углового нахлеста делается не меньше 80 см.

Место изгиба должно быть округлым, а радиус закругления составлять примерно 10–15 диаметров конструкции.

Гнутые арматурные прутки используют и в качестве соединений тех конструкций, на которые действуют силы растяжения и сжатия: лапки, крюки, хомуты, скобы, крепежные элементы.

Покупные устройства для сгибания

Решили залить фундамент самостоятельно? Сгибать прутки для армирования лучше профессиональным инструментом.

Читайте также:  Буронабивной фундамент — технология, расчет, устройство

Таких устройств предлагается на рынке немало. Выбор подходящего зависит от следующих факторов:

  • Диаметр прутков;
  • Наличие механического привода;
  • Стоимость устройства;
  • Объем предстоящих работ.

Устройства с механическим приводом, имеют вертикальный вал, на который надет диск. На его поверхности закреплены два «пальца» — центральный и гибочный. Используйте ролик для сгибания прутка. Он зафиксирован на стойке прибора.

Все механические устройства разделяют на три группы. Они могут:

  • Сгибать легкие элементы (от 0,3 до 2 см диаметром);
  • Работать с тяжелой арматурой (2–4 см);
  • Гнуть сверхтяжелые арматурные детали (до 9 см).

Станки отличаются мощностью и производительностью, но последняя категория предполагает возможность сгибания сразу нескольких прутков.

Существуют и универсальные модели, сгибающие арматуру от 3 до 9 см. А оборудование с гидравлическим приводом позволяет создать сложные конструктивные элементы вплоть до металлических колец.

Стационарные и переносные устройства для сгибания вручную также представлены в ассортименте. Популярностью пользуются трубогибы, позволяющие сгибать пруток диаметром до 1,4 см. Такой инструмент несложно закрепить на верстаке, но большие объемы работ прибор не осилит.

Выбирайте устройства с учетом необходимых изгибов и используемой арматуры. Чтобы результат работы получился качественным, важна правильная настройка станка.

Делаем самодельное приспособление

Оборудование можно изготовить и в домашних условиях с учетом диаметра арматуры. От этого зависят и габариты устройства, и расстояние между деталями.

Металлическую станину требуется закрепить на полу мастерской, приделав ей ножки. Если устройство негабаритное, его основу крепят болтами к верстаку.

К станине приваривают упорный штырь и поворотную платформу. Первую деталь можно сделать из простого металлического уголка. На поворотной платформе закрепляют центральный и изгибающий «пальцы». Поворот платформы во время сгибания осуществляется с помощью рычага.

Правильные способы

Прочностные характеристики прута сохраняет только холодный метод сгибания.

Сгибание арматуры на станке:

  • Закрепить пруток между упорным и центральным элементами приспособления;
  • Подвинуть поворотный диск до упора, заранее настроенного на получение нужного угла;
  • Следить, как изгибающий «палец» движется по наружной стороне формируемого изгиба, чтобы не возникало заломов;
  • Тонкие арматурные прутки (до 0,8 см) иногда гнут вручную, но это травмоопасно и не даст качества. Для разового сгибания можно использовать две трубы. Одну из них надо закрепить, забетонировав или закопав в землю, а вторую использовать как рычаг.

Дополнительные советы

Нижеперечисленные нюансы следует учитывать для сохранения прочности каркаса.

Чтобы получить качественный результат, не следует надпиливать сгибаемые прутки или нагревать их. Это приведет к ослаблению и разрушению металла.

Оборудование нужно выбирать правильно. Если вы попытаетесь согнуть арматуру большего диаметра или не настроите станок, нагрузки на внутреннюю и внешнюю поверхность металла будут не сбалансированы. Возникнут изломы на сгибе и деталь быстро разрушиться.

Сгибать вручную тонкие прутки можно лишь для незначительных строений, ведь радиус сгиба окажется большим. В итоге снизится функциональность конструкции.

Посмотрите интересное видео:

Арматуру, сделанную из композитных материалов, сгибать нельзя. Ее режут болгаркой, ножовкой по металлу либо болторезом.

Если правильно сгибать арматуру, фундамент будет прочным, а дом простоит долгие годы.

Виды арматурных каркасов

Как уже отмечалось выше, обычно различают два основных вида арматурных каркасов:

  • плоские (сетки). Исходя из названия, они фактически имеют два размера (длину и ширину). Обычно изготавливаются из арматурных стержней, расположенных продольно и соединенных поперечными стержнями или проволокой. Главное предназначение – армирование плоскостных сооружений (горизонтальных – стяжка и покрытие пола, кладка или вертикальных – штукатурка стен, облицовка);
  • пространственные (или объемные) арматурные каркасы. Обладают тремя размерами (к двум, имеющимся у сеток, добавляется высота). Представляют собой конструкцию, состоящую из нескольких плоских арматурных каркасов, объединенных в целое стержнями или кольцами. Чаще всего объемные арматурные каркасы применяются для устройства фундаментов различных видов, балок, колонн и т.д.

Существует еще один классифицирующий признак – способ соединения элементов. Их также существует два:

  • вязка с использованием вязальной проволоки (обычный диаметр – 0,8-1 мм). Ручная вязка обычно применяется к плоским каркасам, а также при малых объемах бетонирования или в труднодоступных местах. Кроме того, такой метод идеально подходит в частном домостроении, когда в качестве арматуры используются различные отходы металла и нетиповые конструкции;
  • сварка. Наиболее часто применяемый способ изготовления арматурных каркасов. Используется как в промышленных масштабах, так и при небольших объемах. Единственное условие – работы должен выполнять квалифицированный специалист, так как они относятся к потенциально опасным.

Объемы производства монолитных бетонных работ постоянно увеличиваются, поэтому также растет применение арматурных каркасов, являющихся неотъемлемой частью бетонирования. Информацию о бетоне, его марках и свойствах можно получить здесьСледует учитывать и тот факт, что арматурные каркасы применяются при производстве работ как профессиональными строителями больших компаний, так и в частном домостроении при выполнении работ своими руками.

Установка каркаса

После того, как каркас опущен в траншею, его необходимо правильно сориентировать. Это ответственная операция, которая определяет надежность основания в целом.

Монолитный свайно-ленточный фундамент не оправдает своего назначения, если не будут выполнены простые по своему содержанию требования.

Первое требование заключается в том, чтобы прутки арматуры не выступали наружу из бетонного основания. На видео показан правильно установленный в траншее арматурный остов.

Видео:

Практика показывает, что при индивидуальном жилищном строительстве правила не всегда соблюдаются. Ничего хорошего из этого не следует.

Оторвать арматуру от грунта

Согласно многолетнему опыту строительства известно, что между арматурным остовом и грунтом должно быть расстояние в пределах десяти сантиметров.

Для того чтобы обеспечить этот зазор, используются специальные опоры. На практике чаще всего применяют обломки кирпича или обрезки металлического уголка.

Горизонтальная планировка

Армированный монолитный фундамент служит долго и надежно, если все требования при его обустройстве выполнялись с высокой точностью.

Верхнюю плоскость каркаса необходимо выставить строго горизонтально. В этом случае верхний слой бетона будет иметь одинаковую толщину по всей поверхности.

Читайте также:  Буронабивные сваи с ростверком технология

Вертикальная ориентация

Каркас необходимо закрепить в траншее таким образом, чтобы арматура не соприкасалась со стенами опалубки.

Если этого не сделать, то при заливке бетона вся конструкция может потерять форму и сдвинуться в одну из сторон.

Боковые распорки легко устанавливаются своими руками. Для этих целей можно применить отрезки арматуры.

Пошаговая инструкция

Начало правильного армирования ленточного фундамента

Для выполнения работ используется горячекатаная сталь периодического профиля классов А3 и высокопрочная проволока Вр. Выбор диаметров зависит от предполагаемой (проектной) нагрузки на основание. Монтажные работы ведутся непосредственно на строительной площадке.

После закупки и доставки материала на объект строительства, с ним необходимо сделать следующее:

  • разложить по диаметрам;
  • очистить от грязи;
  • выровнять стержни (если требуется);
  • нарезать заготовки заданного размера.

Готовые элементы собирают в единую конструкцию вязкой с нахлесткой. Арматурный пояс представляет собой два ряда вертикальных металлических стержней, соединенные горизонтальными.

Пошаговая инструкция

Укладка готового арматурного каркаса

Прежде чем приступать к монтажу блоков из арматуры, необходимо установить опалубку. Далее устанавливается два пояса: нижний (над землей) и верхний. Каждый слой заливается бетоном.

Сам процесс выполнения работ состоит из следующих стадий:

Пошаговая инструкция
  • вбить в грунт фиксаторы (куски стержней) в нижней части фундамента для образования защитного слоя бетона;
  • последовательно, уложить все блоки каркасов;
  • все стыки узлов соединить вязальной проволокой;
  • провести выверку установленных элементов.

Вязка стального остова

Оптимальным вариантом считается ленточный фундамент, армированный по прямоугольнику или квадрату. Это объясняется возможность легко определить и установить оси. Вязка – процесс трудоемкий, но считается эффективным.

Пошаговая инструкция

Работы производятся, вручную, с помощью специального крючка или плоскогубцами.

Для большей устойчивости, армирующий каркас соединяют клеточкой, при этом углы располагают под углом 90 градусов.

Режется кусок проволоки, длинной до 30-50 см, складывается по центру и прикладывается к месту соединения. Затем, в образовавшуюся петлю, продевается крючок, в нее вводятся концы прутьев, которые впоследствии выворачиваются до упора, образуя прочное скрепление.

Пошаговая инструкция

Существует другой способ вязки – с помощью механических инструментов:шуруповерта (специальная насадка) и электрического крючка. В данном случае технологический процесс значительно ускоряется.

Сложнее выполнять работы по армированию на торцах фундамента. Здесь желательно использовать гнутые прутья, которые надежно соединяют примыкающие. Заготовки крепят в блок посредством жгутов (хомут), а в местах стыка монтируются усиления (П или Г- образной формы).

Загибание арматуры и укладка в нахлест, с помощью хомутов, на расстояние от угла до 1 м значительно повышает прочность будущей here

Пошаговая инструкция

Полезные советы и рекомендации по тому, как вязать арматуру в ленточном фундаменте

  • Следует особое внимание уделить армированию углов здания, т.е. на этих участках основание несет нагрузку в несколько направлений.
  • Чтобы избежать попадания влаги, стержни не должны соприкасаться близко с опалубкой и грунтом.
  • Для изготовления изделий применяется металл высокого качества, без ржавчины и не бывший в использовании.
  • Не рекомендуется «доращивать» уже готовый каркас. На любое дополнение должен быть расчет.
  • Требуются практические навыки для вязки арматуры.
  • В процессе работы можно чередовать разные способы соединения узлов каркаса.
  • Вязать арматуру только при наличии нахлестов.
Пошаговая инструкция

Технологический процесс армирования

Сначала устанавливается опалубка, внутренняя поверхность покрывается пергаментом или рубероидом.

В грунт траншеи вбиваются арматурные прутья расчетной длины и диаметра 10 мм. Прутья могут использоваться гладкие. Шаг между вертикальными прутьями составляет 400 − 600 мм.

На дне устанавливается подставка, на которую улаживают несколько рядов горизонтальных прутьев. Верхний и нижний ряды соединяются продольными перемычками и связываются между собой проволокой или стяжками.

При возведении каркаса нужно четко придерживаться допустимого расстояния до поверхности фундамента. Всегда должен быть запас бетона, который закроет концы прутьев и предотвратит коррозийные процессы внутри основания.

После установки каркаса нужно на дне траншеи предусмотреть вентиляционные отверстия и всю конструкцию залить бетоном.

Разновидности арматурных каркасов

Существует 2 основных типа арматурных каркасов:

  • плоские; собираются из продольных и поперечных стержней, скрепляемых вязальной проволокой;
  • пространственные; имеют три размера: длину, ширину и высоту.

Классификация по методу сборки:

  • собираемые вручную, при помощи проволоки и специального крючка;
  • изготавливаемые с помощью сварки;
  • изготавливаемые автоматизированным методом – с помощью вязального пистолета.

Вид и размер определяется индивидуально в зависимости от технологических условий.

Особенности арматурного каркаса для ленточного фундамента

Этот каркас широко применяется при разных типах строительства. Перед сборкой важно помнить:

Арматурный каркас для ленточного фундамента собирают прямо на месте или, если не позволяет площадь траншеи, отдельно.

Каркас для плитного основания

Конструкция плоского каркаса плитного основания подразумевает наличие двух сеток. Они образуют монолитное основание из ребристых стержней диаметром от 12 до 14 миллиметров.

Технологические особенности:

При таком армировании каркас обеспечивает равномерное распределение нагрузки.

Армирование свайных оснований

Армирование свайных оснований подразумевает металлическую оплетку свай. Длина прутьев арматуры превышает длину буронабивной сваи, что необходимо для создания выпусков.

Технологические нюансы:

  • количество арматурных прутов зависит от диаметра свайной основы;
  • соединение осуществляется металлическими хомутами треугольной или округлой формы.

Конструкция буронабивных свай стандартная, чаще применяются готовые каркасы.