Изготовление витражей или как делать витражи своими руками

Пленочный витраж — это самая молодая и одновременно самая перспективная технология витража. Придумали ее в 70-е годы прошлого века в Америке, а развили в Англии. Англичане, а именно фирма Decra Led (Thermoseal), являются ведущими производителями расходных материалов для изготовления витражей в этой технике. А мы являемся официальными представителями Decra Led и Perma Led в России и странах бывшего Советского Союза.

I. Ниша в стене

Обычно ниша в стене делается либо глухой, либо сквозной. Сквозная ниша делается в межкомнатных или офисных перегородках. Сразу оговоримся, что в этой группе мы рассмотрим перегородки, сделанные не полностью витражными, а имеющими лишь нишу для витража. Полностью витражные перегородки, когда витраж идёт от пола до потолка, мы рассмотрим в шестой группе.

1. Первый способ — это закрепление витража прямо к стене с помощью крепежей

к примеру вот таких:

Они чаще используются для крепления зеркал к стене. В стекле делаются отверстия (обычно 4шт.), и оно крепится на стену.

Для устройства витражной ниши с такими крепежами, витраж по размерам должен быть больше самой ниши, т.е. иметь выступы 4-6 см с каждой стороны. Лучше эти выступы оставить чистым стеклом, а рисунок пусть приходится как раз по нише.

При этом, если стена (перегородка) кирпичная, то крепежи нужно использовать с дюбелями, в частности для пустотелого кирпича — специальные дюбели. Если же перегородка из ГВЛ (что встречается чаще), тогда вместо дюбелей —саморезы по металлу. Они вкручиваются сквозь ГВЛ в металлический профиль. Стекло по торцам должно быть обработано.

Достоинством этого способа является удобство монтажа, отсутствие зазоров по периметру, а если это сквозная ниша в межкомнатной перегородке, то со стороны одной из комнат ещё появляется дополнительная полочка перед витражом. Данный способ позволяет также устанавливать витраж на узкую нишу, менее 25 см шириной, куда при других способах не добраться отвёрткой.

Недостатком — то, что со стороны крепежей это не всегда эстетично смотрится .

2. Второй способ — это установка на «пеликаны».

Это более традиционный способ, хотя и менее удобный.

Витраж устанавливается на крепежи, называемые «пеликанами». К примеру такие:

Они состоят из двух половинок и хорошо фиксируют стекло как в вертикальном, так и горизонтальном положении.

Между витражом и стеной неизбежно появляются зазоры 7мм по всему периметру. И тут кроется основное коварство! Ниша, сделанная как в кирпичной стене, так и из ГВЛ, может иметь не идеально прямоугольную форму. Это чаще всего не заметно на глаз, зато при установке витража может «выйти боком».

Чтобы зазоры 7мм по периметру смотрелись ровными и одинаковыми, стекло для витража нужно вырезать по шаблону. Шаблон обычно сделан из плотного картона.

При установке крепежи разбираются на 2 половинки. Одна половинка крепится на дюбель (кирпичная стена) или саморез по металлу (в металлический профиль, если стена из ГВЛ). Далее аккуратно вставляется витраж, упираясь в половинки «пеликанов», а затем прикручиваются вторые половинки крепежей, фиксируя витраж.

Достоинством этого способа является более выраженная в некоторых случаях эстетичность, по сравнению с предыдущим способом, а также возможность установить витраж по всей высоте помещения — от пола до потолка, между двумя колоннами, например.

Недостатком — более хлопотный монтаж.

3. Витраж в деревянной коробке.

Это делается по принципу установки деревянного окна. Витраж сначала крепится в деревянную коробку, а уже потом коробка вместе с витражом устанавливается в нишу и обрамляется наличниками, чтобы скрыть неровные зазоры.

Коробку можно изготовить из специального бруса для дверной коробки. В ней витраж фиксируется штапиками. Деревянные наличники и штапик аккуратно прибиваются на маленькие гвоздики. Все деревяшки лучше предварительно покрасить и/или покрыть лаком.

Достоинством этого способа является простота монтажа, допускающая даже ошибки в замерах и сильные неровности ниши, т.к. наличники скроют все дефекты.

К тому же витраж становится более выразительным, благодаря массивному обрамлению наличниками и штапиками.

Недостаток в том, что для межкомнатной перегородки бывает трудно подобрать коробку нужной ширины, чтобы прибить наличники с обеих сторон ниши. Хотя если ниша довольно ровная наличники могут не понадобиться.

Как сделать витраж из обычного стекла?

Проводить работу рекомендуется на большом столе, где будет удобно разместить стекло. Изначально укладывается бумага, которая послужит черновиком для наброска рисунка.

Не следует делать много элементов, особенно если подобное задание выполняется впервые. После получения красивого наброска проводится следующая работа:

1. Карандашный рисунок обводится толстым маркером для простоты последующего переноса изображения.

2. Поверх бумаги укладывается стекло, ватман фиксируется на стекле с помощью скотча.

3. Подготавливается герметик: острый носик срезается, как показано на прилагаемой видео подсказке. Это поможет аккуратней и удобней проводить линии.

4. Осуществляется перенос рисунка на стекло.

5. По заготовленным контурам выполняется раскрашивание изображения с помощью витражных красок.

Для получения максимально красивого и «живого» витража рекомендуется при нанесении красок использовать добавки, разбавлять один цвет другим, осветлять участки. Все эти приемы продемонстрированы в мастер-классе по изготовлению витража в домашних условиях. На готовом декоре видно, насколько оригинально и ярко смотрятся переливы и переходы оттенков.

Инструкция по шагам

Для изготовления витража понадобится:

Стекло необходимого размера; Рисунок на бумаге в натуральную величину (размер взятого стекла); Стол с подсветкой; Нож для свинца; Нож для пленки; Валик для пленки; Валик для свинца; Маркер; Ножницы; Расходные материалы — витражные пленки нужных цветов и фактур, свинцовая лента выбранного цвета и ширины.

Читайте также:  Металлические решетки на окна: виды и монтажные премудрости

Для начала вымоем стекло. Для обезжиривания используется любое средство для мытья стекол, к примеру, «Мистер Мускул».

Начинаем повторять контур рисунка свинцовой лентой.

Чтобы витраж был аккуратным, заранее продумайте какая линия контура пройдет непосредственно по стеклу, а какая накроет нижнюю.

Ну вот, весь контур нанесен. Берем валик для свинца (можно использовать для пленки и свинца одинаковые валики, просто один брать только для пленки, другой только для протяжки) и хорошенечко прикатываем свинец.

Переворачиваем стекло, подкладываем под него пробковые прокладки, чтобы стекло от ваших усилий не лопнуло, ведь теперь оно не гладкое, а с нанесенным на него выпуклым контуром.

Снова моем стекло.

Начинаем заполнять межконтурное пространство кусочками пленок, которые выкраиваем из листов (размер листа пленки 46×66) при помощи маркера и ножниц.

Старайтесь резать пленку посередине свинцовой ленты, чтобы потом все стыки можно было закрыть вторым контуром.

Периодически прокатывайте стыки пленки.

После того, как все кусочки пленки будут наклеены, приступаем к нанесению второго контура свинцовой лентой.

Этой протяжкой нужно закрыть все стыки пленок и повторить контур другой стороны витража (его прекрасно видно на световом столе).

Когда будет нанесен весь контур, снова берем в руки валик и… греемся! (шутка с большой долей правды) основательно прикатываем свинец.

Вуаля! наш витраж готов, осталось только отмыть маркер на пленке и клей от свинцовой ленты.

Для этого используем Cosmofen 20 — именно 20! чтобы не повредить пленку.

Уход за таким витражом элементарен — тот же «Мистер Мускул», просто наносите его не на сам витраж, а на салфетку.

Есть какие-то вопросы? Всегда можно прийти к нам на обучение или посмотреть уроки на видео.

Техника Тиффани

Названа данная техника (между прочим, самая известная) по имени знаменитого декоратора Луиса Тиффани, жившего в США в 19-м веке. Именно он поспособствовал внедрению этой технологии изготовления витража  в массы – а на самом деле она существовала и ранее, только для оборачивания использовался свинец, а не медная фольга, которую и предложил Тиффани. Суть метода состоит в оборачивании каждого кусочка стекла клейкой медной фольгой и последующем спаивании кусочков между собой. За счёт того, что кусочки в таком случае можно скреплять под любым углом, витражи можно делать объемными.

Техника Тиффани широко применяется при изготовлении витражных ниш, дверей, потолков, перегородок, а также люстр, торшеров, бра, настольных ламп и так далее, выносных элементов типа бабочек или стрекоз. Она не слишком проста, но если набраться терпения и приобрести все необходимые инструменты – её можно освоить.

Обе техники – это составление витража из отдельных кусочков стекла, поэтому первый этап изготовления – один и тот же. Однако следует уделить внимание подготовке эскиза: если вы работаете в технике Тиффани, то необходимо провести 2 контурных линии на расстоянии 11мм друг от друга; в случае с классической техникой ширина двойной линии должна равняться размеру свинцового профиля – 1,8мм.

Итак, классическая техника.

Техника Тиффани

Вам понадобятся 2 варианта эскиза: на бумаге и на картоне. Не забывайте учитывать толщину свинцового профиля.

Для резки и обработки стекла: перчатки, стеклорезы учебный и механический, угольник для стекла, щипцы-захваты криволинейные и прямогубые пластмассовые, плоскогубцы 5 и 10мм, роликовые щипцы, абразивный брусок/шлифовальная машинка, сменные алмазные головки, шлифовальные щипцы и защитные очки.

Дополнительно:

Рабочий стол с ограничительными планками, двусторонний скотч, два ножа – фальцовочный и для протяжек, приспособление для раскатывания свинца, ножницы с тремя рабочими кромками, молоток с резиновым бойком и подковные гвозди, стальной шпатель, паяльник, медная лента для армирования, щётка из сорго и перчатки.

Картонная копия эскиза разрезается на шаблоны деталей.

Все стёкла, составляющие витраж, разрезаются и и раскладываются на втором эскизе для проверки размеров. Подготовьте деревянные рейки, дабы закрепить боковые протяжки. Стекло должно быть одной толщины с профилем. Для внутренних деталей используется Н-образный профиль, для внешнего края – U-образный.

Сборка должна начинаться от угла, собирать следует поочерёдно: горизонталь-вертикаль. Профиль закрепите на деревянных рейках. Продолжайте работать, размещать стёкла одно за другим. Места соединения профиля зафиксируйте точечной пайкой. Собранный витраж переверните, спаяйте места соединений с обратной стороны. Для укрепления конструкции заполните мастикой зазоры между стеклом и профилем.

Техника Тиффани

Преимущества технологии: долговечность витражей. До наших дней сохранились витражи, сделанные по данной технологии, которым больше трёх сотен лет.

Недостатки технологии: витражи хрупки и достаточно много весят. Есть и ограничения по размерам: если размер витража достаточно велик, необходимо наличие усиливающих конструкций для того, чтобы избежать провисаний. Наконец, нет возможности создать композицию со сложным рисунком и мелкими деталями.

Техника Тиффани – это, как уже было сказано, улучшенный вариант вышеописанного метода.

От классической технологии витражей Тиффани отличается тем, что свинцовый профиль в процессе не задействован. Происходит обработка вырезанных стеклянных деталей на шлифовальной машине, затем торцы деталей будущего витража оборачивают медной фольгой. После этого все швы пропаиваются оловянным припоем, а на завершающей стадии швы покрывают патиной.

Инструменты для обработки стекла – те же, что и в классическом варианте.

Дополнительно вам понадобятся:

Планка с нейлоновым покрытием и планки для обрамления металлическими лентами; ножницы для резки картона с тремя рабочими кромками, валик для прикатывания медной ленты, контейнер для лент, кромкозагибочное приспособление, респиратор, электропаяльник и белый нестирающийся маркер для стекла.

Техника Тиффани

Достоинства данной технологии и её преимущества перед «предшественницей» очевидны. Во-первых, такие витражи намного легче, и по такой технологии можно изготавливать витражи с выпуклыми или вогнутыми элементами. Благодаря медной фольге, которой обжаты торцы стеклянных деталей, можно использовать даже небольшие кусочки стекла, составляя изящные композиции. При классической технологии это невозможно.

Читайте также:  Варианты дизайна панорамной лоджии и балкона

Недостатки витражей Тиффани – разве что их цена.

Для того, чтобы изготавливать витражи в технике Тиффани или классической технике, вам нужно:

  • Научиться резать стекло, начиная с простых линий.
  • Приобрести специальное оборудование.
  • Подумать о помещении, в котором вы будете работать – в квартире работать не рекомендуется.
  • Запастись терпением: на изготовление витража может уйти много времени.

Преимущества заливного витража

Рис. 4. заливной витраж на рельефном стекле

Заливной витраж – это отличный способ украсить интерьер. Однако его визуальная привлекательность и оригинальность не единственные достоинства. Стоит еще отметить:

Преимущества заливного витража
  • Простота изготовления. Создать цветную картину можно даже в домашних условиях. При этом не требуется никаких специализированных материалов, все доступно в продаже.
  • Возможность брать под базу практически любую поверхность. Подойдет не только гладкий отзеркаливающий металл, но и матовое стекло, а также рельефное зеркало.
  • Долговечность. Профессионально изготовленный витраж, который прошел закалку в печи и покрыт лаковым составом, прослужит долгие годы. Цвета не тускнеют, контурные линии не деформируются под воздействием температур.
  • Простота ухода. Витраж легко мыть, это может быть не только мыльный раствор, но и агрессивные чистящие вещества. Они никак не повлияют на изображение. Оно останется таким же ярким и привлекательным.
  • Относительно невысокая стоимость. Благодаря простой технологии, стоимость готового изделия невысока. Это делает товар доступным для всех категорий граждан.
  • Легкость изделия. В отличие от оригинальных витражей заливные намного легче, так как не утяжеляются металлическими перетяжками.

Витражное стекло обычно используется в публичных местах, но станет отличным украшением и в обычной квартире. Особенно, если удачно его вписать в общий интерьер.

Дополнительные витражные работы

Приводить детальный метод создания плёночного витража считаем здесь ненужным — работа здесь самая простая, нужно подготовить эскиз, нанести его на стекло и на тонировочную плёнку, вырезать необходимые фрагменты и приложить к стеклу. Плёнка пристанет к стеклу сама.

В некоторых случаях требуется, чтобы витражные стёкла в дверях были непрозрачными, особенно, если эти двери ведут в ванную или спальню. Чтобы решить этот вопрос, необходимо придать стороне стекла, обратной витражному рисунку, матовое покрытие или наклеить на него тонировочную плёнку. Существует два способа создания матовой поверхности: используя составы на основе жидкого стекла или воспользовавшись составами, основанными на плавиковой кислоте.

Составы, основанные на жидком стекле:

  1. Необходимо немного развести жидкое стекло дистиллированной водой, затем добавить в него небольшое количество зубного порошка и тщательно перемешать.
  2. 10 частей жидкого стекла смешать с 15-ю частями дистиллированной воды, добавить в этот раствор 8 частей бария сернокислого и 1 часть кремнекислоты. Последний ингредиент можно получить, смешав жидкое стекло со значительным количеством серной или соляной кислоты — кремнекислота выпадет в виде осадка, её нужно выделить, высушить и перетереть в порошок.

Перед нанесением любого из этих составов стекло нужно тщательно вымыть мыльным раствором и высушить. Для нанесения использовать ровный валик — его обмакивают в состав, прикатывают и аккуратно покрывают раствором всю поверхность стекла. После просушки стекло следует промыть под водой.

Необходимо учитывать, что при работах с растворами, основанными на жидком стекле, нужно наносить покрытие как можно аккуратнее — матовая поверхность, созданная этим составом, проявит все дефекты.

Составы, основанные на плавиковой кислоте:

  1. 12 частей плавиковой кислоты, 10 частей бария сернокислого и 10 частей фтористого аммония смешиваются вместе, затем заливаются тонким слоем на поверхность стекла. После высыхания обработанную поверхность нужно промыть раствором соды (5%-ным), после — водой.
  2. 50% плавиковая кислота наносится тонким слоем на предварительно подготовленное стекло. Подготовка следующая — стекло помещается в деревянную рамку, с обратной стороны затянутую двумя слоями пвх-пленки, по краю стекла (вдоль деревянной рамки) делается бортик из пластилина. Слой плавиковой кислоты выдерживается на поверхности стекла в течение 10 с, температура раствора кислоты должна быть 30–40 °С. По истечении срока выдержки промойте обработанную поверхность раствором пищевой соды 5%-ной, после — водой.

В отличие от составов на жидком стекле, применение плавиковой кислоты даёт более ровную матовую поверхность, вне зависимости от допущенных ошибок при нанесении.

Источник

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на сайт:

Для подписки введите e-mail:

Смотрите также:

  • ВЕК ЖИВИ, ВЕК УЧИСЬ! РАСТИМ РАССАДУ В ТУАЛЕТНОЙ БУМАГЕ
  • Как сделать полотенца идеально белыми без кипячения и стирки! Проверенный, добротный рецепт.
  • Жена бросила мужа-инвалида и двоих детей… Он думал, что всё пропало, но не опустил руки!
  • 25 шаблонов для создания бумажных гирлянд…
  • Рецепт скандинавской краски из натуральных компонентов, которую не нужно обновлять годами…
  • Планировка дома: cтандартные размеры комнат
  • Умный капельный полив бутылками Read
Дополнительные витражные работы

dom-and-sad

  • Дома в японском стиле: спокойствие и лаконичность
  • Однушка 47 м² в Реутове
Дополнительные витражные работы

Достоинства и недостатки

Витраж на стекле создается достаточно быстро, при этом работа не будет иметь подобных себе. Самым большим достоинством такой росписи будет ее практичность. Нарисованные витражи, в отличие от паянных, можно использовать для больших поверхностей, к тому же они не требуют вырезания отдельных кусочков стекла и их закрепления на эскизе. Поэтому, расписывая стекло акриловыми красками, вы получаете прочное и цельное изображение. К тому же витраж по стеклу, выполненный красками, можно вставить в стеклопакет, что значительно больше сбережет тепла, чем если в них вставить паяный витраж.

Роспись стекла намного легче вписывается в любой интерьер квартиры, в то время как паяным витражам необходима тщательно подобранная обстановка. К тому же расписанные стекла прекрасно пропускают свет, создавая легкий эффект калейдоскопа.

Особенности масляных красок

Художники с опытом очень ценят масляные краски, которые в специализированных магазинах представлены в широком ассортименте. В составе красок присутствуют минеральные вещества, органические и синтетические компоненты. Разбавляются они не водой, а льняным маслом, что придает яркость, насыщенность тона. Сохнут краски долго, зато рисунок можно в течение определенного времени корректировать. Для разведения подсохшей, загустевшей краски тоже применяется специальное масло, которое реализуется в художественных отделах.

Виды масляных красок

Существует три типа масляных красок:

  1. Высокохудожественные. Обычно их используют для профессионального написания картин. Цена материала высокая из-за отличного качества составляющих. В течение десятилетий краски не теряют цвета, не выгорают.
  2. Эскизные. Подходят для новичков, стоят недорого, могут применяться в разных техниках.
  3. Студийные. Имеют промежуточную цену между двумя перечисленными вариантами, годятся для художников и начинающих.
Читайте также:  Как пользоваться парогенератором для мытья окон

Также масляные краски бывают прозрачными, непрозрачными. Вторые более плотные, не пропускают свет. Если упаковка о, такой материал очень стойкий, долго служит. Чем больше звездочек, тем выше качество краски.

Особенности масляных красок

Правила и техники рисования

Картина, написанная маслом, выглядит очень красиво. Мазки смотрятся каждый сам по себе, хотя добиться такого эффекта довольно сложно. Основных техник две: в одно покрытие (алла-прима) и в несколько слоев. Для многослойного наложения красок придется постараться – работать быстро, материал не разбавлять, знать его свойства и то, как будет смотреться один тон поверх второго. Расход масла на многослойное нанесение обычно большой.

У однослойного рисунка есть свои минусы. Так, со временем мазки могут потрескаться из-за сжимания краски, поэтому большинство профессионалов подсушивает первый слой и наносит как минимум еще один. Так затраты материала можно снизить.

Рекомендации при работе с маслом:

  • освещение должно быть хорошим, иначе есть риск сделать на рисунке ненужные тени;
  • вначале надо провести контур, потом по линиям осуществить мазки маслом;
  • цвета можно смешивать, зная основные принципы сочетания тонов;
  • обычно пишут картины, начав с ярких элементов, выделяя самые темные и наиболее светлые точки;
  • после завершения наброска вырисовывают контуры и детали, делают нужные акценты;
  • готовой картине надо дать просохнуть трое суток, но еще на второй день можно делать некоторые правки;
  • полотно после сушки нельзя тереть, трогать руками.

Дизайн стекла. Как оригинально задекорировать окно?

В самой первой статье нашего блога я рассказывал о том, как придать пластиковому окну необычный вид. Речь зашла и о форме окон, и о покраске профиля, но в этот раз мы подробнее поговорим об элементе, который занимает 80% площади окна – стекле.

Вариантов масса: цветные и витражные стекла, декоративные триплексы, раскладки и накладки на окна – и это только часть техник декорирования оконного стекла.

Цветные, зеркальные и тонированные стекла

Тонированные и зеркальные стекла используются не только в автомобилях. В окнах они выполняют функцию штор или жалюзи: за такими стеклами не страшны любопытные взгляды соседей.

Цветные стекла применяются в основном для остекления дизайнерских фасадов зданий. Кого-то может смутить, что цветные стекла искажают цветопередачу, но если пейзаж за окном не радует глаз, подобный дизайн стекла превратит это свойство в неоспоримое достоинство.

Витражные стекла

Витраж – отдельный вид декоративного искусства. Первые цветные витражные стекла появились еще в позапрошлом тысячелетии в христианских храмах. Полюбоваться невероятными творениями средневековых мастеров можно, к примеру, в Соборе Парижской Богоматери.

Многие ошибочно полагают, что витражи применяются только в церквях. На самом деле витражные стекла способны украсить любое помещение, будь то классический дизайн или стиль хай-тек. На солнце витражное стекло переливается разными цветами и отбрасывает на стены красочные блики, создает уют и смягчает свет.

Декоративный триплекс

Декоративный триплекс – несколько стекол, между которыми расположена прослойка из текстиля, цветной пленки, металла, дерева или других материалов. Комбинируя разные материалы под слоями стекла, можно добиться очень интересных эффектов. Поэтому декоративный триплекс можно подобрать к любому интерьеру.

Особенную ценность декоративный триплекс, как и витраж, представляет для межкомнатных окон и дверей. Светопропускание отходит на второй план, позволяя владельцу в полной мере насладиться дизайном стекол.

Кроме того, благодаря необычной конструкции декоративный триплекс делает окно надежнее. Ему не страшны деформация, выгорание цвета или внешнее воздействие. Декоративный триплекс также отлично защищает от шума и сохраняет в доме тепловой комфорт.

Накладки на окна

Раньше технологии не позволяли делать большие стекла для окон. Поэтому небольшие куски стекла соединяли переплетом. Узор такого оформления ограничивался только фантазией художника.

Сейчас накладки на окна используют чтобы придать окнам особенный шарм и украсить фасад дома. Нужно только выбрать вид и форму раскладки. В доме можно создать собственный Версаль или уютную кухню в стиле Прованс.

Окна с раскладкой

Задача у окон с раскладкой, по сути, та же, что у накладок: визуально поделить площадь стекла. Но в окнах с раскладкой разделяющий профиль монтируют внутри стеклопакета. Выбор зависит от интерьера или пожеланий владельца.

Не стоит волноваться, что в доме станет меньше света. Ни раскладки, ни накладки не влияют на светопропускную способность окон: напротив, свет в доме станет мягким и добавит уюта.

Пескоструйные рисунки на стекле

Пескоструйные рисунки состоят из крупиц песка, но внешне больше напоминают морозные узоры, которые появляются на окнах зимой. В стеклопакете с подсветкой рисунок песком подарит настоящее ощущение сказки.

Пескоструйная обработка также позволяет сделать участки стекла матовыми. Если к такому декору добавить узоры, окна будут выглядеть эффектнее, чем дизайнерские шторы.

Возможности дизайна в окнах Kaleva ограничиваются, пожалуй, лишь фантазией клиента. Чтобы необычные узоры на стеклах были особенно заметны, рекомендую обратить внимание на стильное окно Kaleva Design.

Не забудьте подписаться на обновления нашего блога, чтобы не пропустить новые полезные статьи о пластиковых окнах.

С уважением,

Игорь

Трафареты или шаблоны?

Не стоит путать эти два понятия. Ведь трафаретами называют рисунки, прорезанные на таких поверхностях, как:

  • бумажная;
  • картонная;
  • пленочная;
  • пластинчатая.

Прежде чем начинать работы, обязательно закрепите трафарет на поверхности. Такая технология позволяет получить изображение после нанесения краски на трафарет. Пустоты и вырезанные участки будут окрашены. Таким способом очень удобно наносить надписи или крупные детали.

Шаблоны для росписи – так называются варианты рисунка с использованием многоразового образца. Существенным отличием в технике применения шаблонов является то, что изображение переносят на участки поверхности после того, как обведут его контуры. Крупные детали обводят при помощи карандаша или копирки.